В Казахстане утверждён ведомственный свод правил «Учёт и прогнозирование интенсивности движения транспортного потока на автомобильных дорогах».
Документ, разработанный Казахстанским дорожным научно-исследовательским институтом («КаздорНИИ»), вступает в силу с 1 января 2026 года и вводит единые стандарты сбора и анализа данных на всех автомобильных дорогах страны. Ожидается, что новый подход позволит значительно повысить эффективность развития дорожной сети в условиях стремительного роста транспортных потоков и логистической активности в регионе.
«Сегодня на ключевых трассах страны интенсивность движения увеличивается в среднем на 3-5 % ежегодно. При этом ранее учёт транспортных потоков часто проводился точечно и нерегулярно, что могло приводить к ошибкам при планировании ремонтов и реконструкций. Новый свод правил предусматривает переход к автоматизированному мониторингу с использованием датчиков, интеллектуальных камер и специализированного программного обеспечения. Данные о скорости движения, составе трафика, сезонных изменениях и других параметрах будут поступать в цифровые системы в постоянном режиме», - отметили в «КаздорНИИ».
Впервые на национальном уровне закреплены расчётные модели, основанные на статистике за последние 5-7 лет. На их базе будет определяться перспективная интенсивность движения с учётом роста автопарка, экономической активности и изменения логистических маршрутов. Это позволит заранее выявлять потенциальные перегруженные участки дорог и точнее определять необходимость реконструкции или расширения трасс.
«Принятый документ фактически переводит дорожную отрасль на систему управления, основанную на данных. Решения по распределению бюджетов, выбору участков для ремонта и модернизации инфраструктуры будут приниматься на основе объективного анализа. Ожидается, что внедрение новых правил позволит сократить ошибки в планировании не менее чем на 30 %, что приведёт к ощутимой экономии государственных средств», - уточнили в «КаздорНИИ».
Норматив разработан в соответствии с международными практиками и создаёт условия для ускоренного внедрения интеллектуальных транспортных систем. Это поможет повысить пропускную способность магистралей, сократить пробки, улучшить безопасность и сделать дорожную отрасль Казахстана более устойчивой к растущей нагрузке.