В Казахстане ужесточили расчёт коэффициента уплотнения асфальта: дорожные стандарты обновлены

В Казахстане пересмотрен один из ключевых стандартов дорожной отрасли - СТ РК 1218-2003, регламентирующий методы испытаний асфальтобетонных и органоминеральных смесей.

Новая редакция, разработанная в «Казахстанском дорожном научно-исследовательском институте» (КаздорНИИ) учитывает современные климатические, технологические и нагрузочные изменения, а также синхронизирована с международными и евразийскими требованиями.

Основное новшество, это введение новой методики определения коэффициента уплотнения. При расчёте коэффициента уплотнения теперь допускается учитывать вторичное дробление щебня, возникающее в процессе уплотнения. Для этого используются данные как переформованных образцов, отражающих изменение структуры материала под нагрузкой, так и образцов, отформованных из исходной смеси - в зависимости от цели испытания. Это особенно актуально для участков с интенсивным грузопотоком и нестабильными погодными условиями.

«Изменение методики расчёта коэффициента уплотнения позволяет повысить точность контроля и долговечность конструктивных слоёв дорожной одежды», - пояснили в «КаздорНИИ».

В последние годы дорожная инфраструктура Казахстана сталкивается с рядом новых вызовов, как изменение климата и рост амплитуд температур, увеличение транспортной и осевой нагрузки, внедрение новых материалов и технологий в строительстве, необходимость гармонизации с ТР ТС 014/2011 и стандартами ЕАЭС.

Все эти факторы требуют более точного и научно обоснованного подхода к испытаниям дорожных материалов. Обновлённый СТ РК 1218-2003 отвечает этим задачам.

Также изменения коснулись следующих пунктов:

  • Введён метод комплексной оценки адгезионных свойств асфальтобетона с учётом высоко- и низкотемпературных воздействий;
  • Обновлены температурные режимы приготовления смесей в соответствии с СТ РК 1225 и СТ РК 1223;
  • Приведена в соответствие маркировка вязких битумов с ГОСТ 33133 и СТ РК 1373;
  • Уточнены правила отбора и обработки проб, в том числе количество и порядок объединения кернов;
  • Повышена точность расчётов плотности, устранены технические неточности в формулировках;
  • Добавлены сита с квадратными ячейками, в соответствии с техрегламентами Таможенного союза.

Обновление стандарта создаёт базу для повышения качества и надёжности дорожных покрытий, улучшения лабораторного контроля на всех стадиях строительства, эффективного перехода к международным инженерным практикам.

СТ РК 1218-2003 применяется при проектировании и контроле смесей, используемых для покрытий автомобильных дорог, аэродромов, городских улиц, площадей и территорий благоустройства. Внедрение новых методик обеспечит более высокий уровень безопасности и устойчивости казахстанских дорог.