Единая база дорожно-строительных материалов и новых технологий разработана АО «КаздорНИИ» в 2023г.
Цель данной базы – повышение качества, развитие и поддержка отечественной науки и производства, определение эффективности, открытое и прозрачное внедрение, исключение фальсификаций и лоббирования дорожно-строительных материалов и новых технологий.
На данный момент база состоит из нескольких составляющих:
• Единая база дорожно-строительных материалов (карьеры, заводы)
• Реестр новых технологий
• Реестр асфальтобетонных заводов
• Реестр аккредитованных лабораторий (на стадии запуска)
• Реестр технических средств безопасности дорожного движения.
Карта карьеров представляет собой ГИС - карту с географическим расположением карьеров/заводов и информацией по производимым продукциям. Преимуществом ГИС-карты является оцифровка карьеров и заводов, исключение лоббирования производителей, фальсификаций о качестве ДСМ и актуализаций данных.
Всего в Казахстане на текущий момент действуют 842 карьера ДСМ, из них за прошлый год обследованы 106 карьеров в 8 регионах, проведены лабораторные испытания (физико-механические испытания, показатели радиоактивности) по 160-ти видам ДСМ. Оставшиеся карьеры ДСМ в 9 регионах начали обследование в этом году.
Реестр новых технологий представляет собой базу апробированных и находящихся на апробации новых и инновационных материалов, изделий и технологий. В реестре указываются списки ДСМ с подробными сведениями о компании производителе, поставщике, области применения, информация о разработанных нормативных документах, протокола испытаний и т.д.
По результатам девяти заседаний Технического совета (далее - ТС) в Реестр внесено 98 новых технологий и материалов, из них:
- «зеленый статус» - 52 (включен в Реестр новых технологий, рекомендован к включению в проектно-сметную документацию);
«желтый статус» - 29 (имеется лабораторное заключение от аккредитованной лаборатории, выделен опытный участок, в процессе прохождения научно-технического сопровождения и мониторинга опытного участка);
- «серый статус» - 101 (имеется заключение от аккредитованной лаборатории, на стадии выделения опытного участка).
- «cиний статус» - 6 (имеется заключительный отчет по опытному участку (заключение научно-технического сопровождения и мониторинга), но не достигнут минимальный порог голосования).
Справочно
Согласно Положению ТС технологиям, обладающим «серым статусом» со стороны АО «НК «ҚазАвтоЖол» будут определены опытные участки.
После определения опытных участков поставщики новых технологий заключают договор с АО «КаздорНИИ» на научно-техническое сопровождение, для дальнейшего мониторинга опытного участка сроком согласно приложения Г «Правила формирования и ведения Единой Базы дорожно-строительных материалов и новых технологий при
проектировании, строительстве, реконструкциие, ремонте и содержании автомобильных дорог».
В 2023-2024 году проведено 9 заседаний ТС, на которых были представлены новые технологии с Казахстанским содержанием от 60 %. Также, в 2024 году совместно с НЦКДА обследовано 348 асфальтобетонных заводов РК с последующим созданием цифровой карты АБЗ (по аналогии с картой карьеров). Разработан нормативно-технический документ, устанавливающий Правила по выпуску и контролю качества а/б смесей с АБЗ.