Шестнадцать лет спустя после ввода в эксплуатацию автодорога «Астана – Щучинск» остаётся одной из лучших в стране. Это первая казахстанская автомагистраль международного уровня, в строительстве которой был применён всесторонний научно-технический контроль. И именно это обеспечило её высокое качество и долговечность.
Проект стартовал в 2006 году и вызвал немало скепсиса – сомневались в сроках, технологиях, реализуемости. Тем не менее, уже в 2009 году 224 километра новой трассы связали столицу с популярным курортом Бурабай. В составе дороги было цементобетонное покрытие, что являлось технологическим новшеством для того времени. Сегодня по трассе ежегодно проезжает свыше 4 млн автомобилей, и она по-прежнему в хорошем состоянии.
Среди ключевых факторов успеха участники строительства называют многоступенчатую систему контроля. Помимо подрядных лабораторий и региональных служб, за научное сопровождение отвечал Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт. Его специалисты проводили сотни лабораторных испытаний, разрабатывали составы смесей, контролировали внедрение новых технологий и консультировали инженеров на всех этапах.
Бетонная часть трассы строилась при участии немецкой компании GP Günter Papenburg AG, которая внедрила передовые укладочные машины и технологию швонарезки. Но ключевым было не только оборудование, но и строгая дисциплина в соблюдении технологии, в том числе под контролем казахстанских учёных.
Сегодняшнее состояние магистрали подтверждает эффективность такого подхода. Именно этот проект стал для отрасли своеобразным экзаменом, который был успешно пройден. Глава государства Касым-Жомарт Токаев также отметил, что дорога «до сих пор хорошо служит народу».
Пример трассы «Астана – Щучинск» наглядно показывает, насколько важна роль научно-технического сопровождения в реализации инфраструктурных проектов. И, возможно, именно такие подходы должны стать нормой при строительстве дорог по всей стране.