На форуме по управлению промотходами в Астане ученые Казахстанского дорожного научно-исследовательского института отметили необходимость создания ГИС-карту техногенных отходов Казахстана и возможность интегрировать ее в уже работающую Единую базу дорожно-строительных материалов и новых технологий. Это позволит не только актуализировать информацию о расположении и составе отходов, но и эффективно использовать их в строительстве.
По словам экспертов, в Казахстане накоплены миллиарды тонн техногенных отходов, значительная часть которых образовалась еще в советский период. Однако в данный момент отсутствует точная информация об объемах, владельцах химическом и минеральном составе отходов. Называются разные цифры – от 40 до 80 млрд тонн. «Для рационального использования техногенного сырья нам необходима четкая и полная картина — где, что и в каком объеме находится. Без этой информации сложно говорить о масштабной переработке и привлечении инвесторов. ГИС-карта отходов, интегрированная в Единую базу, могла бы стать основным инструментом для оценки объемов и планирования переработки», — отметил Кайрат Мухамбеткалиев, руководитель управления науки КаздорНИИ.
На форуме, организованном АО «Qarmet», подчеркивалась необходимость проведения полномасштабного аудита всех техногенных отходов, чтобы создать основу для последующей переработки. ГИС-карта позволит не только увидеть географию и химический состав отходов, но и предоставить инвесторам прозрачную картину для оценки рисков.
«Для бизнеса важна прозрачность. Сегодня многие зарубежные и отечественные компании заинтересованы в переработке отходов, но без точной информации они не могут адекватно оценить свои риски. Интеграция данных о техногенных отходах в Единую базу создаст условия для привлечения новых технологий и капитала», — добавил Мухамбеткалиев.
Единая база дорожно-строительных материалов и новых технологий уже включает в себя ГИС-карту каменных карьеров. Теперь ученые предлагают дополнить ее похожим разделом по техногенным отходам.
«Мы видим значительный потенциал в использовании отходов для производства качественных дорожно-строительных материалов. Это шаг не только к улучшению инфраструктуры, но и к решению экологических проблем», — подчеркнул представитель КаздорНИИ.