Деятельность управления безопасности и организации дорожного строительства (далее – управление безопасности) направлена на выявление и снижение рисков в сфере дорожного движения на основании научного и нормативного совершенствования безопасности дорожного движения, содержания и эксплуатации автомобильных дорог, а также внедрения новых технологий в указанные сферы.
В настоящее время управлением безопасности разработан проекта приказа Министра транспорта Республики Казахстан «О внесении изменений в приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 24 января 2014 года № 56 «Об утверждении классификации видов работ, выполняемых при содержании, текущем, среднем и капитальном ремонтах автомобильных дорог и управлении дорожными активами» (далее – проект Приказа), который проходит установленные процедуры согласования с определенными государственными органами и общественными объединениями.
Проекта Приказа разработан в рамках задания Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта Республики Казахстан в свете поручения Президента Республики Казахстан о решении проблем и повышении качества в сфере строительства автомобильных дорог, в том числе местного значения, данных Главой государства в своем ежегодном Посланием народу Казахстана.
Принятие проекта Приказа даст импульс к совершенствованию производственной деятельности по качественному содержанию и ремонту автомобильных дорог, развитию новых независимых экспертных организаций в области обеспечения дорожной безопасности, улучшит дизайн дорог, снизит риски от дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) и их последствий, а также коррупционных правонарушений за счет включения максимально всех видов работ, выполняемых при их содержании и ремонте, улучшит бесперебойность и пропускную способность дорожного движения.
В рамках выполнения государственного задания на 2023 год по реформированию базы нормативных технических документов (далее - НТД) в области автомобильных дорог, в соответствии с поручением, проанализировано 15 документов, регулирующих сферу эксплуатации автомобильных дорог.
Из 15 документов:
1) к стандартам относятся 5 документов, из которых 3 являются межгосударственными (ГОСТ 33180-2014 «Требования к уровню летнего содержания»; ГОСТ 33181-2014 «Требования к уровню зимнего содержания»; ГОСТ 33220-2015 «Требования к эксплуатационному состоянию») и 2 казахстанскими (СТ РК 1912-2009 Нормы и требования к эксплуатационному состоянию; СТ РК 2476-2021 Требования к объектам придорожного сервиса);
2) к рекомендациями по стандартизации - 5 (Р РК 218-32-03 «Метод рекомендации по борьбе с зимней скользкостью на автодорогах Казахстана с применением химических реагентов и мероприятий по защите окружающей среды»; Р РК 218-138-2017 «Зимнее содержание автодорог общего пользования»; Р РК 218-104-2021 «Рекомендации по организации освоения инноваций при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автодорог и искусственных сооружений»; Р РК 218-168-2020 «Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации временных объездных дорог в период проведения строительства и ремонта»; Р РК 218-63-2007 «Метод рекомендации по применению обеспыливающих материалов на дорогах с низшими типами покрытий»);
3) к правилам стандартизации - 3 (ПР РК 218-64-2007 «Инструкция по борьбе с зимней скользкостью на автодорогах общего пользования»; ПР РК 218-37-2004 Инструкция по размещению объектов дорожного сервиса вдоль автодорог общего пользования; ПР РК 218-29-2016 Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог);
4) к нормативным правовым актам - 2 (Приказ МИиР РК от 28.04.2015г. № 516 «Об утверждении Правил и условий эксплуатации платных автомобильных дорог и мостовых переходов общего пользования международного и республиканского значения»; Приказ МТиК РК от 31.10.2005г. N 337-I. «Об утверждении Правил ведомственной экспертизы технической документации для среднего ремонта автомобильных дорог общего пользования Республики Казахстан»).
По итогам анализа документов включено в проект Плана по разработке НТД на 2024 год следующие работы:
Объединение Р РК 218-32-03, ПР РК 218-64-2007, Р РК 218-138-2017 в ВСП;
Разработка ВСП «Процедуры безопасности дорожного движения»;
3) Внедрение обязательного расчета экономических потерь государственными органами в пределах своей компетенции.
Информация об ущербе от ДТП позволит объективно оценивать масштабы и значимость проблемы дорожной безопасности, определять объемы финансовых, материальных ресурсов, которые необходимо и целесообразно направлять на ее решение, оценивать эффективность различных мероприятий и целевых программ, направленных на сокращение аварийности.
Экономическая оценка последствий ДТП проводят во всех странах Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР – 32 страны) как один из основных критериев при принятии решений в процессе государственного управления в сфере дорожной безопасности.
Единственная экономическая оценка потерь от ДТП проводилась в 2013 году Комитетом автомобильных дорог, так экономические потери от ДТП в Республике Казахстан составили 810 млрд. 838 млн. тенге, из них 372 млрд. 742 млн. тенге (или 46%) приходятся на дороги Общества.
Наибольшая удельная доля потерь приходилась на Алматинскую область (24 %), Жамбылскую (14 %), Карагандинскую и Южно-Казахстанскую области по 10 % (Рисунок 2).
Страны ОЭСР как правило ежегодно инвестируют до 10%, а Япония до 50% финансовых средств от общих экономических потерь от ДТП на дорожную безопасность, без учета строительства новых дорог или их реконструкции.
Если бы этот принцип стран ОЭСР был бы применим в Казахстане, то в рамках дорог Общества только на мероприятия дорожной безопасности в 2013 году выделили бы свыше 37 млрд. тенге.
В целях совершенствования деятельности в сфере безопасности дорожного движения и снижения уровня аварийности в Республике Казахстан предлагаем внести на уровне законодательства следующие поправки.