КаздорНИИ выводит автодорожную науку РК на новый уровень
О работе и достижениях отечественных дорожников в науке и цифровизации
Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт – единственное научное заведение в РК, которое специализируется нарешении актуальнейших в дорожной отрасли проблем. С давних пор КаздорНИИ занимается разработкой, проектированием, строительством и обслуживанием автомобильных дорог.
«В КаздорНИИ 22 сотрудника имеют ученую степень. Это два доктора наук, пять кандидатов наук, три доктора философии (PhD) и докторов по профилю, 13 магистров», сообщала ранее президент АО «КаздорНИИ» АрманАлибаева.
При этом, разумеется, КаздорНИИ не является монополистом в реализации своей деятельности – с ним этот непосильныйтруд разделяют такие подведомственные Комитету автомобильных дорог организации как НЦКДА, КазАвтоЖол и др. Институт взял на себя реформирование нормативной базы дорожной отрасли, создание единая электронной базы данных о новых технологиях и дорожно-строительных материалах (ДСМ), об отечественных специалистах дорожной отрасли, а также о мостах и путепроводах страны.
Особое внимание стоит уделить обновлению дорожной нормативной базы РК. Согласно мировому опыту институт на постоянной и прозрачной основе ведёт заседания рабочих групп по семинаправлениям нормативов:1) проектирование и строительство, 2) диагностика,3) искусственные сооружения, 4) организация и безопасность дорожного движения, 5) дорожно-строительные материалы и изделия, 6) эксплуатация дорог и экономика строительства, 7) стандартизация. По шести направлениям заседания уже проведены.
«Только нашим отделом в направлениях реформирования нормативной базы дорожной отрасли в части ДСМ и изделий, а также разработки технических спецификаций из 465 нормативных документов рассмотрено – 201, из 18 разделов рассмотрено 7 больших общих разделов», отмечает старший научный сотрудник отдела дорожно-строительных материалов и новых технологий АО «КаздорНИИ» Галина Назаренко.
В процессе цифровизации данных автодорожной отрасли РК уже начинаются исследования и заполнения, созданы пилотные сайты и получены авторские права. Так, в Единую базу новых технологий и дорожно-строительных материалов, по итогам двух публичных заседаний Техсовета, планируется ввести 22 технологиис рекомендациями по их применению в различных климатических зонах. Выделено четыре опытно-экспериментальных участка для апробации новых технологий. Сейчас проходят заседание Технического совета, где рассматриваются 14 технологий. Сотрудниками АО «КаздорНИИ» даже был проведён мониторинг на более 100 опытно-экспериментальных участков дорог.
Также в ГИС-карту базы планируется внести 639 карьера по РК с результатами лабораторных исследований их проб, качественными и количественными показателями. Сотрудниками КаздорНИИ уже исследуются 43 карьерав Акмолинской, Алматинской, Северо-Казахстанской и Жетысуской областях.
Крайне важным проектом института является и разработка СУЭМ (Системы управления эксплуатации мостов), по которой создадут электронную базу мостов и путепроводов страны с их характеристиками. Специалисты АО «КаздорНИИ» приступили к детальному обследованию автомобильных мостов и путепроводов в Алматинской, Жамбылской и Туркестанской областях.
«Это будет современная информационная система, в которой будут собраны актуальные электронные сведения о сооружениях, в том числе паспортные данные каждого объекта и результаты обследования их текущего состояния. В рамках проекта с помощью дронов будут оцифрованы все мостовые сооружения и путепроводы на автодорогах республиканского значения. Данные будут доступны сотрудникам государственных, проектных и строительных организаций на сайте Единой базы искусственных сооружений», сообщил главный специалист департамента автомобильных дорог и мостовых сооружений АО «КаздорНИИ» Кайсар Шалкар.
Кроме того, одной из причин проблемы недолговечности дорог экспертами назывался неоднородный суровый климат Казахстана. Потому одним из наиболее ярких проектов КаздорНИИ является проведение экспериментальных исследований водно-тепловых режимов дорожных конструкций Казахстана. Измерительные станции расположены по всей территории республики.
«Всего созданы 28 измерительных станций. Каждая станция оснащена 10 датчиками температуры и 10 датчиками влажности, расположенных на различных глубинах: с 3 см от поверхности дороги до 300 см глубины в грунтовом основании дороги. Результаты передаются в базу данных через интернет. Они отражены в научных отчетах отдела перед Комитетом автомобильных дорог», отмечает ведущий научный сотрудник АО «КаздорНИИ» и кандидат технических наук, доцент Кобланбек Айтбаев.
Помимо всего прочего, Учебный центр АО «КаздорНИИ» активно ведёт работу над повышением квалифицированности дорожных строителей по всей стране. Январь 2023 года уже успел отметиться небывалым спросом на дополнительное профобразование. Только за две недели января в Учебный центр обратилось 105 дорожников. Это число в три раза превышает показатель I квартала 2022 года.
«Дорожникам необходимо всегда быть в курсе последних разработок. Спрос на отраслевые знания увеличился. Если раньше наши курсы охватывали всего 7 тем, то сейчас мы развились уже до 22-х. По желанию заказчиков проводим те курсы, которые им необходимы. Кроме онлайн и офлайн - занятий появились выездные курсы», отмечает директор учебного центра АО «КаздорНИИ» и кандидат технических наук, доцент, Гулжамал Умарова.
Однако это далеко не единственные достижение института в сфере образования. Значимые результаты научно-исследовательских работ КаздорНИИ публикует в виде научных статей. К слову, с некоторыми из них можно ознакомиться на новом сайте института. Так, за последние 10 лет ими опубликовано свыше 210 статей, из них 75 и 102 работ опубликованы в журналах, входящих в международные базы WebofScience и Scopus.
«В результате многолетних научных исследований, институтом впервые в области автомобильных дорог совершены 3 научных открытия: это «Закономерность самоорганизации асфальтобетонного покрытия при низкотемпературном трещинообразовании» (Диплом № 495), «Закономерность стадийной усталостной деструкции вязкоупругих материалов (Диплом № 501), «Явление образования наноструктурированногобитума» (на стадии утверждения)», отмечает вице-президент АО «КаздорНИИ» Ерик Амирбаев.
К примеру, книга «Viscoelastic Properties of Asphalts Basedon Penetrationand Softening Point» («Вязкоупругие характеристики битума и их оценка по стандартным показателям»), авторами которой являются сотрудники АО «КаздорНИИ», пользуется большим спросом среди ученых. По данным базы Springer на сентябрь 2019 года, было издано около 757 экземпляров.
Надо отметить, что научные достижения КаздорНИИне пылятся на полках, а всячески внедряются. За последние годы (2014-2023 гг.) институтом получено 19 патентов на изобретения и полезные модели, четыреиз которых – международные и четыре – свидетельства на объекты под авторским правом.
«К примеру, я веду исследования по применению серы в качестве добавки или замены битума. Применение серы дает возможность снижению расхода битума, цена на который в связи с энергетическим кризисом значительно увеличилась. Также мы изучаем применение отходов промышленности, таких как резиновая крошка в асфальтобетонной смеси и так далее», отмечает вице-президент АО «КаздорНИИ» и доктор PhD Айдос Ельшибаев.
Кстати говоря, применение отходов в дорожном строительстве крайне важный экологический и экономический вопрос в Китае и Индии. К примеру, там активно исследуется возможность применения металлургических отходов (шлака), как затвердевшего камня или стекловидного вещества. Вопросом применения этого метода в Казахстане дополнительно занимается доктор PhD института Асель Нугманова. Как активный участник и обозреватель мировых автодорожных тенденций, Асель обозначает четыре фактора развития дорожной отрасли в РК.
«Я выделяю несколько факторов, которые могут определить развитие дорожной науки в Казахстане: инвестиции в инфраструктуру, международное сотрудничество, обучение и подготовка кадров, а также экологическая устойчивость в свете глобальных проблем, таких как изменение климата и загрязнение окружающей среды», отмечает директор департамента ДСМ и НТ АО «КаздорНИИ» и доктор PhD Асель Нугманова.
Размышляя о будущем дорожной отрасли Казахстана, о её научной составляющей, глава института Арман Алибаева питает большие надежды. Она считает, что через труд и совместные действия автодорожники страны смогут преодолеть назревшие проблемы и выйти на новый уровень.
«Считаю, что будущее дорожной науки в Республике Казахстан выглядит многообещающим, поскольку страна активно стремится к модернизации своей транспортной инфраструктуры и повышению качества дорожной сети», отмечает президент АО «КаздорНИИ» Арман Алибаева.