«Сейчас лучшее время, чтобы подготовиться к новому дорожно-строительному сезону» - КаздорНИИ
Мировая дорожная отрасль постоянно находится в развитии и перетерпывает изменения. Развитые страны обновляют стандарты и знания дорожных специалистов не реже, чем раз в 3-5 лет. А в Казахстане отечественные специалисты уже не первый год говорят о необходимости улучшения престижа дорожных профессий и внедрения системы постоянного повышения квалификации дорожных работников. О перспективах отрасли с точки зрения кадровой проблемы мы побеседовали с руководителем Центра развития компетенций дорожников при КаздорНИИ Гулжамал Умаровой.
- Гулжамал Бактияровна, в чём заключаются кадровые проблемы дорожно-строительной отрасли Казахстана и что делается для их решения?
- Достаточно серьёзная проблема – это кадровый дефицит. Уже не раз отмечалось, чтопрофессиональный дорожник, можно сказать, на грани исчезновения. Основные причины этого –низкие зарплаты в дорожной отрасли, отсутствиепрестижа профессии и отдельных групп образовательных программ в системе высшего образования. По нашим данным, дефицит кадров по меньшей мере в 10 раз больше, чем количество студентов, выпускающихся за год.
Чтобы восполнить образующийся разрыв, необходимо постоянно совершенствовать уровень знаний тех людей, которые работают в отрасли вданный момент. Совершенствование – это ведь не только заполнение пробелов, но и «прокачка»специалистов современной, актуальнойинформацией.
Поэтому мы постоянно ведем курсы повышения квалификации для дорожников, расширяемтематические направления и с этого года, проводимвыездные мероприятия. Также нами разрабатывается Цифровой банк профессионалов дорожной отрасли, который на стадии завершения. Эта база поможет государственным органам видеть реальную картину по кадрам автодорожной отрасли, специалистам в поиске работы, а работодателям – в поиске нужных кадров. Также стараемся регулярно вести мониторинг отраслевого рынка труда.
- И каковы результаты последнего мониторинга?
- В нашем последнем опросе приняло участие более 400 респондентов. Надо отметить, что это не все дорожники Казахстана, то есть делать резкие выводы на основе мониторинга было бы не совсем корректно. По его результатам, в 52% случаев проблемы кадрового дефицита решаются с помощью профессиональных связей и контактов. Вопрос качественной заработной платы практически закрыт – лишь 5% кадровпривлекаются хорошей оплатой труда. 70%дорожников признают проблему текучести среди специалистов среднего звена, то есть факт дефицита профессионалов не является секретом. Около 10% считают это одной из самых больших проблем. Из студентов 25% опрошенных не видят себя в специальности, а 27% – не готовы даже рассмотреть предложения по работе.
Факт недостаточного профессионализма дорожных специалистов также признаётся. По данным 52%опрошенных, новому поколению дорожников не хватает технических навыков, 43% отмечают пассивность недавних выпускников, 9% указываютна отсутствие базовых теоретических знаний.Отсюда выходят следующие цифры: 38% подрядчиков отправляют своих работников на переквалификацию, 47% – на курсы повышения квалификации. Учитывая же, что количество слушателей наших курсов выросло почти в 2 раза, мы и здесь уверенно можем сказать, что интерес к повышению своих компетенций растёт.
- Почему сейчас дорожники сами хотят улучшать знания своих сотрудников?
- Данная тенденция имеет несколько причин. Во-первых, растут объёмы строительства и реконструкции дорог, а с ним и требования к качеству работ, поэтому бизнесу нужно большевысококвалифицированных специалистов.
Во-вторых, наш институт стал более гибок к предоставлению курсов. Раньше было всего 7 тем, связанных с лабораторными испытаниями, а сейчас мы почти в 4 раза расширили программу обучения. Важно отметить, что нет никакого принуждения или обязательства пройти эти курсы – это инициатива самих сотрудников. А результаты уже говорят сами за себя: до начала строительного сезона в этом году 253 человека приняли участие в повышении квалификации, в то время как в прошлом году было всего 152 участника, а в 2021 году лишь 20 человек успешно завершили курсы. Это является ярким примером того, как дорожники сами стремятся улучшить свои знания и навыки, чтобы обеспечить более качественное строительство и обслуживание дорог.
- Какие программы Центра развития компетенций пользуются наибольшим спросом?
- Я, считаю, что в перечне курсов повышении квалификации КаздорНИИ представлены актуальные, на сегодняшний день, темы. По запросам подрядчиков появились курсыповышения квалификации начальника и мастера участка, прораба, инженера ПТО, по контролю качества дорожно-строительных материалов и работ, безопасности дорожного движения, строительству дорожных покрытий, а также по авторскому и техническому надзору. По количеству слушателей лидируют курсы по контролю качества дорожно-строительных материалов.
Хочу отметить, что раз строительный сезон начинается в теплое время года, сейчас самое лучшее время для расширения своих знаний. Настоящий профессиональный дорожник – это залог не только качественных, но и безопасных дорог.
Мы проводим и теоретические, и практические занятия. Наша главная цель – дать дорожникам необходимые навыки и знания для выполнения работ на высоком уровне. В конце концов, от качества дорог зависят жизни людей.