В Казахстане разработан новый ведомственный свод правил ВСП РК 7.2-001-2024 «Системы мониторинга мостовых сооружений».
Документ впервые на нормативном уровне закрепляет требования по контролю технического состояния новых и реконструируемых мостов, путепроводов, эстакад и виадуков.
Новые правила направлены на повышение безопасности дорожного движения и сохранность мостовых сооружений. Системы мониторинга будут фиксировать реальное состояние конструкций, учитывать влияние климатических факторов и сверхнормативных нагрузок от автотранспорта. Это позволит оперативно реагировать на возможные риски и предотвращать аварийные ситуации на объектах дорожной инфраструктуры.
«Сегодня в Казахстане эксплуатируется свыше трёх с половиной тысяч автомобильных мостовых сооружений, значительная часть которых приближается к завершению жизненного цикла. Введение систем мониторинга позволит нам получать объективные данные о состоянии каждого объекта и принимать решения, исходя из фактов. Это важный шаг для повышения надёжности всей транспортной сети страны», - отметили в «КаздорНИИ».
Напомним, ранее «КаздорНИИ» внедрил мобильную технологию мониторинга мостов, которая позволяет выявлять скрытые дефекты и предотвращать аварии за считанные минуты. Теперь для оценки состояния сооружений не требуется тяжёлая спецтехника и перекрытие движения. В институте также начали использовать мобильный измерительный комплекс нового поколения: он даёт возможность прямо в полевых условиях оперативно фиксировать потенциальные дефекты, влияющие на безопасность дорожной инфраструктуры. Сегодня эта технология уже применяется при обследованиях мостов в различных регионах страны.
Разработка ВСП РК 7.2-001-2024 стала продолжением действующих строительных норм и правил, в том числе СНиП РК 3.02-05, СНиП 3.06.04, СН РК 3.03-12, а также сводов правил СП РК 3.03-112 и СП РК 3.03-113. Эксперты подчёркивают, что внедрение документа позволит снизить затраты на содержание мостов за счёт раннего выявления дефектов и повысить общий уровень безопасности дорожной отрасли.